суббота, 28 марта 2009 г.

Литургия верных


Православный сайт СИМВОЛ-ВЕРЫ предоставляет услуги по заказу молебнов
в
Иерусалиме. Заказать требы о вас и о ваших близких на Святой Земле
.

http://www.simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm





Литургия верных начинается с воспоминания Христовых страстей; Престол означает тогда как бы Голгофу, и иерей и люди, стоящие пред отверстыми царскими вратами и взирающие на распятие, возвышающееся над престолом, созерцают распятого и страждущего за грехи наши Христа. Эта истина и это воспоминание созерцаются вместе с людьми, молящимися в церкви, и всеми чинами Ангельскими, умно присутствующими при нашем Богослужении, которые, быв некогда личными свидетелями и созерцателями величия Голгофской жертвы, и по днесь с одинаковыми чувствами трепета и страха воспоминают висевшее и страдавшее на Кресте Божественное и непорочное Тело Христово и славят вместе с нами Бога, прославляя и поклоняясь Ему о Имени Иисус, которое Сын Божий оправдал на Кресте. Поэтому это воспоминание и сопровождается жалобным и умиленным пением' «Иже Херувимы тайно образующе», – то есть некогда тайно и трепетно окружавшие распятого Бога нашего Иисуса Христа, – «и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе», – то есть и в это страшное мгновение не соблазнившиеся, но продолжавшие и не прекращавшие трисвятое пение, то и мы да сознаем величие цены нашего искупления, отложив всякое житейское попечение, и да подымем на руки свои бренные Самого Христа Иисуса, Царя Небесного, седящего на Херувимах и ныне посреди нас благодатно присутствующего и присущего благодатно предложенному Агнцу, а посем и по Существу имеющему преложить его в Тело Свое, а вино – в Кровь Свою. Затем Святыня предложенных Даров образно погребается под покровом на Престоле, причем закрываются царские врата и задергивается катапетасма . Затем воспоминается воскресение Христово, пришествие к ученикам Христа, «дверем затворенным», преподание «мира», троекратное вопрошение Им Петра: «любиши ли Мя». Обратим внимание на тот способ, каким преподается всем «мир»: не во Имя ли Иисусово преподается всегда священником мир? Не знамением ли креста, образно написующим Имя распятого Иисуса, и не перстным ли сложением во Имя Иисуса Христа сообщается мир? Тогда в знамение воскресения Христова и отваления камня и раздрания церковной завесы отдергивается катапетасма и читается Символ Веры над предложенными Дарами. Но что же есть это чтение Символа, как не исповедание Имени Божия? – Верую, что Имя Тебе есть единый Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, видимым всем и невидимым, и верую во второе Лицо Святой Троицы, что Имя Твое есть Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, Рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, Рожденный, Несотворенный, Единосущный Отцу, Им же вся быша... и пр.; что Имя третьего Лица Святой Троицы есть Дух Святый, Господь, Животворящий, от Отца исходящий и пр. Но, с другой стороны, чтение сего исповедания Имени Божия над предложенным Агнцем и Чашею не есть ли также исповедание веры и надежды на то. что сии предложенные Дары по освящении их сделаются и сами по существу тем, чем мы ныне именуем Сына, и будут иметь в себе по неотделимости и Отца и Святого Духа? После этого воспоминания воскресения Христова последовательность воспоминаемых событий несколько нарушается, и мы возвращаемся к воспоминанию Тайной Вечери. Но чем же вынуждено такое строение Литургии, как не тем, чтобы сначала наиполнейше написать Имя Иисус, поскольку Господь оправдал его от рождения Своего и до воскресения из мертвых, и тогда, наиполнейшим образом исповедав и сознав Имя Господне, приступить к совершению Таинства и испрошению Хлеба с небес ради исповеданного и прославленного нами Имени Господня. Эта часть Литургии начинается с возглашения: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити». – Люди же отвечают: «Милость мира, жертву хваления». – Эти слова имеют таинственный и многоразличный смысл, и между прочим, тот, что этими словами люди как бы говорят так: испроси нам, священниче, от Господа сию милость, дабы мы возмогли в мире принести Ему словесную жертву хваления, то есть достойно призвать Страшное и Великое Имя Его над предложенными Дарами во освящение их. В ответ на это иерей преподает благословение и благодать во Имя Господне: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа (то есть благодать всего просить и все получать ради Имени Его), и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Лик отвечает: «И со духом твоим». Тогда иерей возглашает: «Горе имеим сердца». Лик: «Имамы ко Господу». Иерей: «Благодарим Господа». – И начинается величайшее священнодействие, а именно, великое призывание и исповедание Имени Божия. Как мы имели случай говорить, самое великое ветхозаветное священнодействие состояло в том, что в день очищения первосвященник входил во Святая Святых с курением, кропил же*ртвенною кровию тельца для очищения себя над крышкой и перед Ковчегом, и наконец, произносил таинственное и великое Имя Иеговы, произношение которого не было ведомо никому, кроме первосвященника и посвященных в таинство сие, и потом приносил в жертву козла за грех. Нечто подобное видим и в Новом завете, но в безмерно большем размере. Предстоит приношение не козлей и тельчей крови за грехи людские, но Крови Воплощенного Сына и Слова Господа нашего Иисуса Христа. И не однажды в год, но каждый день; и не в одном только Храме Иерусалимском или в Скинии, но на бесчисленных жертвенниках. И вот теперь этот жертвенник или Престол церковный есть подобие древнего ковчега, на нем Святое Евангелие вместо древних скрижалей; на нем хранятся Святые запасные Дары – вместо чаши с манною, на нем крест – вместо расцветшего жезла Ааронова, над ним, как в древности над крышкою ковчега, произносится похвала и поклонение и служение не таинственному Имени Иеговы, но явленному Имени Иисус и явленному Имени Отца и Сына и Святого Духа, и престол не есть «Седалище Милосердия», как его именовали 70 толковников Бога невидимого, но Престол Бога и Господа Иисуса Христа, во Плоти существенно здесь сущего. Итак, подобно тому, как перед закланием жертвенного козла Первосвященник в день очищения сначала произносил над Седалищем Милосердия Имя Иеговы, так перед совершением таинства иерей ныне возглашает: «Благодарим Господа», и произносит в тайне великое Имя Божие: «Бог Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, Присносущий, Единосущный Сыну Единородному и Духу Святому, от небытия в бытие нас приведший, отпадших снова восставивший, долготерпевший, не взирая на нестерпимую греховность нашу, пока на небо нас не ю возведший, Царство будущее нам даровавший, Господь Сил, Которому предстоят тысячи Архангелов и тьмы Ангелов» . – В то время, как иерей произносит это великое и таинственное Имя Бога во Святой Троице, люди, в свою очередь, воспевают единое Имя Святой Троицы следующими словами: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». – Иерей же, окончив молитву, возглашает, продолжая свою тайную молитву: «Победную песнь поюще (то есть Серафимы и Херувимы и силы небесные), вопиюще, взывающе и глаголюще». – Лик же продолжает возглас словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». – Этими словами славится страшное и славное Имя Иисуса – яко Бога, неразлучного от Святой Троицы, Которой Серафимы поют трисвятое пение, яко Господа Вседержителя, равночестного и единосущного Отцу, яко исполнившего небо и землю славою искупления Собою создания Своего, яко Того, кому Ангелы поют Осанна и благословляют Его, сошедшего на землю и прославившего Имя Божие, и паки грядущего во славе паки прославить Имя Божие не смирением Своим, но страхом и величием Божества. – Это таинственный смысл того, что поют люди, иерей же продолжает таинственное священнодействие произнесения Имени Божия, причем поднимает звездицу, покрывающую Агнца, и знаменует ею со сторон четырех ребр Агнца, как бы указывая тем, что сия слава и осанна не иному кому поется, но Тому, Кто со времени наречения Имени на вырезаемом Агнце во время проскомидии, благодатно в нем присутствует. Затем иерей продолжает прославлять Имя Бога – Искупившего нас Сыном, Возлюбившего мир Свой так сильно, что Сына Своего Единородного не пощадил, но дал, дабы всяк верующий в Него не погибал, но имел жизнь вечную; и благодарит еще и за то, что Сын исполнил о нас все Отеческое смотрение, и в ночь, в которую предал Себя за жизнь мира, законоположил нам Божественное Таинство Тела и Крови Своих. Таково таинственное призывание и прославление Имени Божия пред преложением Даров. Затем происходит само пресуществление, которому предваряет произношение слов Спасителя: «Приимите, ядите» и «пиите от нея вси», тайное воспоминание свящнником еще раз вкратце славы Имени Иисуса Христа словами: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», – и возношение жертвы со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Возношение предложенных даров руками священническими есть, по-видимому, установление ветхозаветное, завещанное Богом Моисею, дабы приношение Богу возносить и потрясать над жертвенником (см. Исх. 29, 24). Есть это также воспоминание вознесения Господня Тела на крест. Возношение Даров сопровождается следующими словами и призыванием Имени Святого Духа: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святпаго на ны и на предлежащия Дары сия». – «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся» – трижды. По призвании Имени Святого Духа Святые Дары прелагаются словами молитвы, в коей Имя Святого Духа произносится над Предложением: «Преложив Духом Твоим Святым», и Дары трижды знаменуются крестным знамением с перстосложением во Имя Иисуса Христа, призывая тем образно над предложенными Дарами Имя Иисуса Христа. Так совершается безмерное и непостижимое для человеческого разума Таинство пресуществления хлеба в Тело Господне и вина в Кровь Господню ради призываемого Имени Господня, по заповеди Его просить и получать ради Имени Его. Что это так, что именно силою произносимого Имени Божия совершается Таинство, свидетельствует, как мы говорили выше, св. Кирилл Иерусалимский: «Хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы (то есть в тайных вышесказанных молитвах иерейских. – Прим. иеросхим. А.) были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания (то есть Святой Троицы и Святого Духа над Дарами и образно Имени Иисус в знамении крестном с перстосложением. – Прим иеросхим. А.) хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровию Христовою» . Итак, совершилось страшное и великое таинство, принесена всеискупительная жертва за людей, и се, Сам Иисус во плоти пред нами! Тогда-то сбывается реченное Апостолом поклонение «о Имене Иисусове» вновь освященному Агнцу колен небесных, земных и преисподних, которых имена иереи поминают вслед за освящением Даров; и, во-первых, возглашается имя Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая невидимо с нами предстоит Сыну Своему, таинственно сущему во Агнце, и поклоняется Ему. Люди же поют славу имени Владычицы, восхваляя Ее песнею «Достойно есть». Иерей продолжает поминать колена небесных небожителей: Предтечу, Апостолов и всех святых, затем – земных и умерших, то есть преисподних, возглашает громко поминовение имени тех из колена земных, кои особо нуждаются в благодати Божией и от которых весьма зависит благоденствие всей Церкви: «В первых помяни Господи Святейший Правительствующий Синод, ихже даруй Святым Твоим Церквам... право правящих слово Твоея Истины». – Обратите внимание на эти слова: «Слово Твоея Истины». Что подразумевает под ними Церковь? Что значит – право править? Относится ли это к управлению церковному? – нет, ибо суд между людьми не есть «Слово Божественной Истины». Итак, остается отнести «Слово Божественной Истины» к самому Богослужению, о котором и молит Церковь, чтобы его право правило священство. Слово «Истины Твоея» есть слово истины о Боге, то есть Имя Божие; итак, о чем же молит Церковь, научаемая тому Духом Святым, как не о том, чтобы Господь сподоблял священству право править службы Имени Божию и достойно призывать Имя Божие. Что это толкование истинно, видно из логической связи сего возгласа с последующим: «И даждь нам единеми усты, и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепие Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем следуют прощения просительной ектений, оканчивающейся прощением неосужденно сметь призывать Имя Отчее и глаголать: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое». – Затем следует приобщение Святых Тайн, причем обыкновенно иереи, приобщаясь Честной Крови, говорят: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем выход с Дарами, затем воспоминание вознесения Господня на небо и перенесение Святых Даров на жертвенник, ектения благодарственная, и иерей закрывает антиминс и, подняв над ним Евангелие во образ Самого Христа, говорит: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу» – и «с миром изыдем». – Молящиеся отвечают: «О Имени Господни». Тогда иерей выходит и благословляет Именем Господним, по подобию древнего благословения священников Израильских, благословлявших Именем Господним по совершении жертвоприношения; Имя Господне, которое иерей теперь призывает, есть: «Благословляющий благословляющих Тя, Господи, и Освящающий на Тя уповающих... Отец и Сын и Святой Дух». Люди в ответ на это благословение трижды благословляют Имя Господне: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века». Тогда иерей снова благословляет людей по примеру ветхозаветных священников, обратившись лицом к ним словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием», и паки славословит Имя Иисусово словами: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». – Люди же, выражая нераздельность славы Христа и Святой Троицы, славословят Имя Святой Троицы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веке веков. Аминь». – «Господи, помилуй» (трижды) и «Благослови», и, благословенные Именем Христовым, люди расходятся. Таким образом, Божественная Евхаристия, как началась с воспоминания и благословения Имени Иисуса Христа на проскомидии, так и заканчивается благословением Его Имени: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века». – Не ясное ли дело, что это потому, что «о Имене Иисусове» совершилось поклонение Богу. – «Бог Господь, и явися нам» – или Еммануил, или Иисус, ибо сии имена равнозначущие. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий