среда, 1 июля 2009 г.

ВИФАНИЯ ЦЕРКОВЬ ЛАЗАРЯ

http://simvol-veri.ucoz.ru/publ/1-1-0-92 Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин.11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:25-27). По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи видявшие это говорили «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень Иисус стал молится: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин.11:41-43) После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его. Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11:53). После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин.12:1-3). Как повествует евангелист многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин.12:9).
СОРОКОУСТ,МОЛЕБЕН,ПАНИХИДА,МОЛИТВЫ ЗА ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ С ИЕРУСАЛИМА http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm Поминовение на Божественной Литургии Водосвятный молебен Молебен о здравии Молитва об упокоении Молитва о здравии Свеча о упокоении Свеча о здравии Сорокоуст о упокоении Сорокоуст о здравии Панихида Вифания (дом фиников, или дом угнетения, бедствия) (Мк. XI, 1) — селение на ю.-в. горы Масличной, близ Иерусалима. Здесь жил Лазарь, воскрешенный Господом, со своими сестрами (Ин. XI, 1). Сюда часто удалялся Иисус Христос, особенно в последние дни Своего общественного служения роду человеческому; оно служило местом нескольких замечательнейших событий Его жизни; отсюда же Он вознесся на небо (Мф. XXI, 17, XXVI, 6, Мк. XI, 11, 12, XIV, 3, Ин. XI, 1-46, XII, 1-3). Вифания, называемая теперь Эль-Азариех, представляет небольшое мусульманское селение, состоящее из нескольких хижин, на склоне одного из холмов, и местность, окружающая оную, неровная и скалистая. Путешественникам обыкновенно показывают здесь место гробницы Лазаря и развалины дома, где жил он со своими сестрами. Гроб Лазаря по своему устройству походит вообще на древние иудейские гробницы. Он высечен в скале; вход в оный — 3,5 фута в высоту и около 2 фут. в ширину. По 27 ступеням сходят в небольшую темную пещеру, в которой находятся 4 ниши для погребения умерших. Внутри пещеры некогда была церковь, от которой доныне сохранился один только бедный престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Милосердное участие, которое всегда принимал Господь в судьбе вифанского семейства, благочестие оного, великое чудо воскрешения Лазаря, здесь совершенное, без сомнения, известны всем читавшим трогательное евангельское повествование о воскрешении Лазаря (Ин. гл. XI). Церковь Лазаря. Первые упоминания о Вифании как о месте поклонения христиан относятся к началу IV века. О ней пишет в своем “Путнике” пилигрим из Бордо 333 года: «Отсюда (от Елеонской горы) в тысячи пятистах шагах к востоку, селение, называемое Вифания» . Здесь пещера, в которой положен был Лазарь, воскрешённый Христом» , Иероним Блаженный, переводя “Ономастикон”, добавляет к Евсевию: “Вифания (Bethania), селение, на втором милиарие от Элии, на склоне горы Масличной, где Спаситель воскресил Лазаря, гроб которого ныне указывает церковь, выстроенная там же” . Он же упоминает о ней своих гомилиях: “Вифания есть небольшое пригородное селение, где сегодня (похоронен) Лазарь, это селение Марфы, Марии и Лазаря” . Само слово “Вифания” Иероним переводит как “дом послушания”. Надо сказать, что до сих пор нет согласия по поводу значения этого слова, его переводят также и как “дом пальм”, ведь само название до нас дошло уже в греческом искажении, но наиболее логичный перевод, как мне кажется, есть “дом бедняка” от ивритского “бейт ани”. В 385 году Эгерия, перечисляя Святые места, где проводилась праздничная литургия, упоминает и Вифанию: “На пятый день в церкви Лазаря, отстоящей от Иерусалима приблизительно на тысячу пятьсот шагов” . Раскопки, проводимые в 1949 году под руководством археологов францисканцев отца Солера и Беллармино Багатти обнаружили эту церковь к востоку от могилы Лазаря. Исследования ее остатков подтвердили, что это была одна из первых церквей Палестины, современница церкви апостолов Елеона. Возможно, что эта первая церковь была разрушена землетрясением, так как в V-VI веке на ее месте уже была построена другая церковь. Отец Солер обосновывает версию землетрясения хорошим состоянием мозаики. Точная дата строительства второй церкви неизвестна, так как сильные землетрясения в Иерусалиме происходили и в V, и в VI веке (6 ноября 447 года и 9 июля 551 года). Последнее принесло опустошение не только в Палестине, но и в Аравии, Месопотамии, Сирии и Финикии. Эта дата совпадает со временем правления императора Юстиниана, знаменитого своим спонсорством строительства церквей в Палестине. Фундаменты новой церкви уже частично не совпадают с прежней, они были передвинуты на тринадцать метров к востоку, западная стена идет поперек нефов первой церкви, но фундаменты северной и южной стен остались на прежних местах. Крестоносцы, овладев Палестиной, приступили к восстановлению этой церкви, но в ходе реставрации они привнесли столько существенных изменений в ее архитектуру, что археологи говорят о ней как о третьей церкви. Византийцы, как правило, не строили массивных стен, боковые стены базилики – северная и южная по толщине не превышали 50 см. Крестоносцы значительно укрепили северную стену, прибавив к ней пилястры толщиной 230 см., южная стена, являясь смежной с соседнем монастырем, в таких укреплениях не нуждалась. Кроме этого, крестоносцы построили еще одну церковь, непосредственно над могилой Лазаря, которую называют четвертой церковью. Об этих церквях сохранились свидетельства паломников XII века Зевульфа (1102-1103) и игумена Даниила (1106-1107). Описывая Вифанию, английский пилигрим Зевульф, как то было принято у большинства западных богословов , отождествляет Марию сестру Лазаря с Марией Магдалиной: “А Вифания, где Господь воскресил из мертвых Лазаря, находится на другом склоне горы Елеонской к востоку от города приблизительно на расстоянии двух миллиариев; там – церковь св. Лазаря, в которой находится гроб его и многих епископов Иерусалимских. Под алтарем то место, где Мария Магдалина обмыла слезами ноги Господа Иисуса и отерла волосами своими и целовала ноги его и помазала миром” . Игумен Даниил в своем “Хождении” писал: “И влезучи есть во врата городка того, на десней руце (направо) есть пещера и в той пещере есть гроб святого Лазаря; и в той келии Лазарь болел, туже и умер был. И есть посреде градка того церкви велика, создана вверх и исписана добре была вся. И есть от церкви тоя до гроба Лазарева сажень 12; и есть гроб Лазарев от церкви к западу лиць (лицом к западу), а церковь к востоку лиць” [15]. В 1170 году Вифанию описывает немецкий пилигрим Теодорик: “Вифания... защищена как природой своего расположения, так и крепостью строений. Здесь стоит почитаемая двойная церковь. Одна часть – в честь тела блаженного Лазаря. Господь воскресил его из мертвых на четвертый день после похорон, и пятнадцать лет он возглавлял Иерусалимскую церковь. Другая часть – церковь сестер Марии и Марфы, знаменитая своими реликвиями. Сестры служат Богу под своей игуменьей. И там наш Господь и Спаситель часто бывал в гостях” [16]. В середине XIV века обе церкви были уже в руинах, но крипта (могила Лазаря), не пострадала. Христиане продолжали совершать туда паломничества и наладили хорошие отношения с мусульманами. В 1499 году францисканцы приобрели право ключа от могилы Лазаря, а в 1570 году приобретают право открыть новый вход. Теперь доступ в могилу проходит не с востока, как раньше (восточная стена гробницы была ее оригинальным входом, но сегодня он закрыт), а с севера. Могила содержит три ниши (аркосолиумы), почти полностью скрытые кладкой. Традиционное место, где лежало тело Лазаря справа. В 1863 году францисканцы приобрели настоящий участок, на котором стали производить археологические раскопки. В 1952-1953 году архитектор Антонио Барлуцци строит новую церковь. С внешней стороны здание напоминает могильный склеп. Вы не найдете в нем ни одного окна, только мозаичные панели с трех сторон вносят какое-то разнообразие в совершенно голые стены (см. фото). Все здесь говорит о смерти и воскресении. Входя в церковь вы действительно настроены попасть в мрачный могильный склеп и вдруг вы ощущаете нечто совершенно неожиданное и чудесное: вы видите яркий свет, который исходит из центра купола с небес. Чудо воскресения выражено архитектором просто гениально. 48 мозаик купола изображают голубей, символизирующих души верующих, взлетающих в вечность. У основания купола – слова из Евангелия от Иоанна: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек” (Ин. 11:25-26). Четыре стены церкви украшают мозаичные картины художника Цезаря Вагерини, сделанные с помощью фирмы Монтичелли (Рим). Над входом изображена сцена ужина в доме Симона Прокаженного с Марией, умащающей Иисуса (Марк 14:3-8). Слева от входа – Иисус с семьей в Вифании. В центре, напротив входа, – Иисус, говорящий “Я воскресение и жизнь”. Справа – Иисус воскрешает Лазаря. Центральный алтарь находится на точном месте алтарей двух прежних церквей. Перед алтарем, на плите, два ангела стягивают занавес, обнаруживая пустую могилу и саван (работа Аурелио Миструцци). Два других алтаря сделаны в виде саркофагов. Их единственное украшение – маленький круглый медальон с фигурами Марии и Марфы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий