среда, 6 мая 2009 г.

Молебны

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

ЗАКАЗ МОЛЕБНА СО СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm


Молебным пением (или молебном)
в собственном смысле слова называется особое Богослужение, при котором
Церковь обращается с молитвенным призывом ко Господу, Его Пречистой
Матери или святым угодникам Божиим о ниспослании милости, либо
благодарит Бога за получение благ.

Какие бывают молебны. Молебны
приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни
(храмовым праздникам, дням памяти святых), а также совершаются во
времена радостных или тревожных событий в жизни отечества, отдельной
местности или церковной общины — победы над врагом, нашествия неприятелей, стихийных бедствий — засухи, ливневых дождей, неурожая, эпидемий
и т.д. Молебны служат и по просьбе отдельных верующих в связи с
различными жизненными обстоятельствами, связанными со здоровьем того
или иного члена церковной общины, началом какой-либо деятельности,
путешествием и т.д.

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

Освящение и благословение. Для
верующего человека «даже мелкие подробности жизни, даже частные стороны
ее подлежат особым освящениям, чтобы вся жизнь его, как сетью артерий,
питалась благодатью», — говорит свщ. Павел Флоренский. Стремление
одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и
по Его благословению лежит в основе многообразия молебных пений,
представленных в чинах, которые отличаются своеобразием.

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:

1) стихии — воду, воздух, огонь и землю;

2) жилище и другие места обитания православных христиан — дом, монастырь, корабль, строящийся город;

пищу
и предметы бытовой и хозяйственной деятельности — семена и плоды
выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и
проч.;

4) начало и завершение какой-либо деятельности — учебы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.;

5) духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

Молебны в домах.

Повсеместно бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху.
На протяжении XIX в. мы почти не встречаем таких описаний народной
религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о
домашних молебнах на Светлой седмице. Такая информация поступала
отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Калужской губ., направленной
в Императорское Русское Географическое общество, говорилось: «В Светлое
Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое
селение». В 1852 из Курской губ. писали о том, что на Святой священники
в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по
всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим,
молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню,
продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим
перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя
внимание подчеркнутая всеобщность этого явления — по всем домам всех
деревень данного прихода.

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

Приготовления и застолье. Имеются
описания некоторых деталей, сопровождавших молебен в доме. Заранее
приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых
яйца — все это должно было быть освящено в ходе молебна. После молебна,
если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было
сказано), стол выкосили на двор, накрывали его льняной скатертью,
ставили кулич и «величали Пасху». Затем начиналось угощенье. Хлеб
отдавали причту; кулич расходился тут же на угощенье; освященные яйца
подкладывали под наседку; овес сохраняли до первого засева, когда
добавят его в семена; соль давали больной скотине; скатерть выбрасывали
на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует.

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

В ожидании. Более
подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Рязанской губ. в
1850-х оставил В. В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их
неоднократно. Священник — но желанию прихожан — назначал день на
Светлой седмице для хождения с образами. Вся деревня готовилась к
встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы — «мужики и бабы, парни и
девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или
минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения
образов». Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат: «Идут!
Идут!» — вся деревня приходила в движение: «и старый и малый и бежит, и
едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых
посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих
наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца
венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают
молиться, иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие,
повергаясь ниц, творят земные поклоны».

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

Подготовка к молебну. Если
в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский
двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом
помещали немного сена, а на столе — меру с овсом, в которую укладывали
несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой.
Могли быть поставлены и другие зерновые — в четвериках, гранцах,
полумерках: пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна
высыпали потом в закрома — в приготовленные семена. Богоносцы
становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник
начинал молебен.

Угощенье. После
молебна на барском дворе образа шли (т.е. крестный ход двигался) по
деревне. Молебен служили в каждой избе; после молебна иконы
устанавливали в переднем углу, а священник, дьячки и богоносцы
непременно должны были присесть к накрытому заранее столу и отведать,
хоть немного, «хозяйской хлеба-соли». Поблагодарив хозяев, поднимали
образа и с пением «Христос воскресе» выходили на улицу. Всякий приход
имел свой обычай — сколько давать клиру копеек за молебен в доме и
сколько пирогов и кругов хлеба. «Бабы жертвуют на образа холст по своим
достаткам».

МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

После обхода
всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный
молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову
под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного
из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им
по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до
околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села,
где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь — в доме
помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом
помещении. Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю
ночь: молились, меняли догоревшие свечи.

Молебны
по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные
праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворной
иконой.

Таким образом, народное
понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным: молебен
отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать
благословение Божие на свое жилище.


МОЛЕБЕН С ИЕРУСАЛИМА

ЗАКАЗ МОЛЕБНА СО СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий