воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Монастырь Илии пророка (Дейр-Мар-Ильяс)




Монастырь Илии пророка , мужской, действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в. // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) - либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина // ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо - Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и  с ущельем Харран за р. Иордан.


С монастырем Илии пророка. также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RaptТpouloj. 1996. S. 140-141).


 


В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ монастыря Илии Пророка были обнаружены развалины церкви византийского периода. С южной стороны она граничит с источником Бир-кадисму. Во время раскопок окт. 1992 - февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам церковью Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы монастырь), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Ювеналии, архиеп. Иерусалимском (422-458), прп. Феодосий некоторое время был игуменом монастыря Кафизмы (Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сидение. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, некоторые из них были добавлены в VIII в.  (Гева. 2000. С. 42-43).


Это место с незапамятных времён было важным перекрёстком древних дорог, стоянкой и прибежищем. Как раз на пол пути между Иерусалимом и Вифлеемом (Бейт-Лехем), на самой границе с Иудейской пустыней и дорогой на Иродион. У подножья холма был источник и колодец - по традиции именно здесь умерла праматерь Рахиль, родив Беньямина. С тех пор колодец так и назвали беэр Биньямин. Но сам холм носит другое, не менее известное имя-гиват Илиягу - холм Илии.





Обычно, этот стоящий в гордом одиночестве монастырь, закрыт для посещений. Но я рассчитывал, что хотя бы в пасхальную неделю будет иначе - и оказался прав.






Построенный византийцами в 6 веке н.э, разрушенный персами и восстановленный крестоносцами (1160 г), веками стоит этот каменный страж на древней обочине дороги Иерусалим- Бейт- Лехем.


По традиции, именно здесь останавливался Илия, убегая от царицы Изевель по дороге в Хорев.


И на этом месте обессиленный пророк просит у Б-га смерти, и лишь посланный свыше ангел подкрепляет его и велит продолжать путь.







Свято место пусто не бывает, и позднее стали считать что именно здесь, опять таки ангел (не известно тот же или другой) поведал на этот раз Иосифу «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20). И некоторое время спустя именно здесь, волхвы снова увидели вифлеемскую звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим. Что впрочем совсем не удивительно, если учесть, что в самом деле именно с вершины этого холма, у подножия которого и построен монастырь, открывается захватывающий вид на весь Бейт-Лехем. Монастырь греко-православный, что чувствуется сразу когда попадаешь во внутрь церкви.








Стены, расписанные фресками, закрытый иконостас, лики святых.

















Не совсем обычная, для храма роспись потолка - темно синие небо со сверкающими звездами (Вифлеемская звезда)










Все конечно посвящено Илии.





Вот пророк, в гневе, убивает жрецов Ваала на горе Кармель.





Легенда, о вороне приносящем пищу пророку






Несколько фресок, по моему более древних, находятся сразу после входа.











Под стеклом, частицы мощей св. Нектария Эгинского, и остатки цепей Георгия Победоносца







Героический финал - вознесение на небо на огненной колеснице





В настоящие время в монастыре обитает единственный монах- игумен Парфений.








Источник


Комментариев нет:

Отправить комментарий