четверг, 5 ноября 2009 г.

Джотто в Тель-Авиве

http://simvol-veri.ucoz.ru/news/dzhotto_v_tel_avive/2009-11-05-146


В музее Эрец-Исраэль в течение месяца можно будет любоваться моделью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи), расписанной великим Джотто. Посетителям музея Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве предоставляется уникальная возможность насладиться творениями знаменитого итальянского художника Джотто ди Бондоне: в нашу страну прибывает выставка, центром которой является модель капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи), выполненная в масштабе 1:4, внутри которой полностью воспроизведен цикл фресок Джотто. Многие росписи и их фрагменты представлены на стендах в более крупном масштабе в виде фоторепродукций высочайшего качества. Более того: модель капеллы позволяет войти внутрь макета и детально рассмотреть фотокопии фресок.



То, что фотокопии фресок помещены внутрь макета капеллы, создает настоящий эффект присутствия. Пусть внутри и тесновато, но замысел Джотто можно увидеть во всей его целостности. А затем приблизиться к изображениям и рассмотреть все детали: и улыбающихся верблюдов в сцене поклонения волхвов, и рыдающих ангелов в сцене оплакивания Христа, и поцелуй Иуды, и автопортрет Джотто в сцене Страшного суда…



Капелла дель Арена, принадлежавшая богатому семейству Энрико Скровеньи, по заказу которого в 1304-1306 годах Джотто и выполнил роспись, начала разрушаться еще в начале XIX века, тогда же ее начали реставрировать, работы продолжались и в XX веке, после Второй мировой войны, но по-настоящему всеобъемлющий проект под названием "Спасем Джотто" стартовал в 1985 году. Сложная работа по реставрации уникальных фресок, осуществленная Центральным институтом реставрации Италии, была завершена лишь 27 лет спустя, в 2002-м. Представленные на выставке фотографии запечатлели реставрационный процесс и позволяют оценить мастерство итальянских реставраторов. Кроме того, здесь будет демонстрироваться фильм, комментирующий процесс создания фресок и знакомящий с историей возведения церкви.
В творчестве Джотто росписи капеллы дель Арена в Падуе - однонефной церкви, построенной, предположительно, по его же проекту - занимают центральное место. Этот обширный фресковый цикл включает в себя изображения 34-х евангельских сцен и Страшного суда: роспись коробового свода уподоблена синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, в верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны, средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. Третий ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. Ниже этих основных сцен написано 14 аллегорических образов добродетелей и пороков. Любопытно - они расположены как бы "смотрящими" друг на друга.

Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи - коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки… Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жести­кулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. В его композициях впервые появилась пространственная глубина, а объемы фигур были энергично моделированы при помощи светотени.
Над аркой с внешней стороны алтаря - еще одна фреска Джотто, на которой изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Немного ниже, на одной стороне арки, архангел Гавриил сообщает эту новость Марии, а на другой стороне - Мария внимает небесному посланнику. Еще ниже - две сцены, повествующие о жизни Девы Марии и Иисуса (сюжетно они связаны с основной частью цикла, но отличаются меньшими размерами). Над входной дверью, пробитой в западной стене, помещена большая сцена Страшного суда. У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии.
Желая увековечить память своего отца и замолить его грехи, в 1303 году богатейший гражданин Падуи Энрико Скровеньи построил часовню рядом со своим дворцом, на месте римского амфитеатра (отсюда другое ее название - Капелла дель Арена). Отец Энрико, Реджинальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде. Об этом человеке повествует в своей "Божественной комедии" Данте, показывая его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище. Построенная церковь была посвящена Марии Милосердной - Санта-Марии дела Чарита. Для росписи храма был приглашен художник, в тот момент работавший в соборе святого Антония Падуанского и уже прославленный как автор цикла фресок в честь святого Франциска Ассизского, а также создавший ряд знаменитых алтарных образов в родной Флоренции.
Примечательно, что фрески, созданные Джотто в капелле дель Арена в Падуе, сохранились лучше всего (относительно авторства фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи у специалистов имеются разногласия, а фрески во флорентийской церкви Санта-Кроче сильно повреждены). Очевидно, благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике "буон фреско", при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит. А едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволили специалистам определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской: при подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня - даже учитывая то, что ему, вероятно, помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.
Итальянцы относятся к падуанским фрескам Джотто очень трепетно и позволяют туристам находиться внутри капеллы не более 15 минут. Так что нам с вами несказанно повезло: время прогулки по мини-капелле в музее Эрец-Исраэль вроде бы пока не ограничено…



Комментариев нет:

Отправить комментарий