Казалось первое нападение ариан, будет сделано на Иерусалимского епископа. На это указывали: его постоянная вражда к Арию, положение, занятое на Никейском соборе, соперничество с Евсевием Кесарийским, оскорбительные для приверженцев Ария заботы его об обнародовании постановлений собора и, наконец, недавнее прославление его престола. Но с другой стороны, его ученость и добродетели славились на всем Востоке. Еще недавно епископ Армении Вартом, сын. Св. Григория просветителя, обратился к нему за советами для утверждения в этом новообращенном царстве правил церковной дисциплины, а чудо, прославившее ого епископство, обретение гробницы и Креста Господних, память о Св. Елене, все это служило залогом расположения императора к нему. В виду этого, ариане признали более удобным, оставить пока в покое Иерусалимского епископа, и начать борьбу низложением Антиохийского патриарха и Газского епископа. Евсевий Никодимийский и Феогний Никейский, под предлогом осмотра знаменитых работ по постройке по постройке Гробницы Господней, отправились в Иерусалим, где встретились с прибывшими туда Евсевием Кесарийским и епископами Скифопольским, Лиддским, Тирским и Лаодикийским. Из Иерусалима они все вместе отправились в Антиохию и созвав еще несколько епископов, образовали род собора, на котором, преступив все законы гражданские и церковные, низложили Антиохийского патриарха. Подобная же участь постигла Газского епископа, хотя присутствие его митрополита придавало некоторый вид законности его низложению.
Иерусалимский епископат возмутился таким образом действиям ариан, и когда Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский вздумали вмешаться в дела его епархии, Макарий открыто порвал с ним всякие сношения, заявив, что он всецело придерживается постановлений Никейского собора. Этим он поставил своих противников в прямую оппозицию к собору и в щекотливое положение относительно императора, который смотрел на собор, как на дело своих. рук, и требовал полного подчинения всем его постановлениям. Но в свою очередь и Иерусалимский епископ, превысил свою власть, посвятив в лиддские епископы, вместо умершего в 332 г. Аэция, одного из самых ревностных поборников арианства, пресвитера своей епархии Максима. Это посвящение возбудило не только противодействие со стороны ариан, но и неудовольствие Иерусалимских жителей, чтивших Максима за претерпленное им со славою при Диоклетиане гонение и за признаваемое всеми его православие. Иерусалимский епископ принужден был удержать Максима в Иерусалиме, назначив его своим викарием.. Когда же Макарий умер, то Максим наследовал ему на его престоле.
Максим лишившийся одного глаза во время гонения и хромавший на одну ногу, обожженную во время претерпленного им мученичества, был характера мягкого и незлобивого, отчего он нередко впадал в заблуждение. Но недостаток этот окупался непоколебимою твердостью, с какой он стоял за справедливость, лишь только замечал свою ошибку.
Первым событием его епископства было обращение в христианство всего Масома. Этот небольшой город, лежавший на берегу Средиземного моря, не имел независимого городского управления, а считался только предместьем и портом Газы, подчиняясь вполне городскому управлению сего последнего. Отсюда происходило постоянное соперничество обоих городов. Газа служила в то время оплотом. местного язычества; в 334 году Масом обратился в христианство. Евсевий Кесарийский, уведомил об этом Готских арианских епископов, поспешил сообщить это радостное известие Константину, который в восторге от этого обращения даровал Масому самостоятельно городское управление и переименовал его в Констанцию.
Ариане, восторжествовав незаконно над Антиохийским патриархом, обратили свое нападение на патриарха Александрийского Св.Афанасия и с этой целью добились от императора созвания в Кесарии собора для суда над Св.Афанасием, обвиняемого ими во многих преступлениях. На присутствие в оном был вызван своим митрополитом и Максим. Собор продолжался долго, но Св.Афанасий отказался на него явиться, так как выбор Кесарии для заседаний собора указывал на преобладающее в нем влияние враждебного к нему Евсевия. Это уклонение Св.Афанасия явиться на собор, послужило к новому обвинению его в пренебрежении императорской власти, как изобретательная ненависть представила императору это уклонение. Константин приказал созвать новый собор в Тире, епископ которого был враждебно расположен к Св.Афанасию. На этот раз Св.Афанасий, в вижу угрозы императора привлечь его на собор насильно, явился в Тир в сопровождении всех египетских епископов, явившихся для его защиты и для отражения направленных против него клевет. Св.Афанасий защищался спокойно и разбивал своих противников подавляющейся очевидностью истины. Его обвиняли в убийстве Арсения, и он представил Арсения на собор живым; его укоряли в том, что он разбил чашу с святыми дарами в руках пресвитера, и он представил опровержение самого пресвитера; тогда ярые противники его отправились за доказательствами в самую глубь Египта, и все-таки вернулись с пустыми руками.
Увлеченный арианами и убежденный ими в виновности Св.Афанасия Максим Иерусалимский восседал среди них рядом с Евсевием Кесарийским и епископом Скифопольским; тогда один из египетских епископов, Св. Пафнутий, мученик как и Максим, с которым он сблизился во время гонения, выступил из среды окружающих Св.Афанасия, поднялся по ступеням и взял Максима под руку со словами: «Пойдем, здесь не твое место, оба мы мученики, носим знаки гонения и не можем оставаться с этими злодеями». Иерусалимский епископ последовал его словам и с тех пор вполне присоединился к Св.Афанасию, предпочитая, как увидим ниже, скорее умереть в изгнании, чем покинуть его. Другой египетский епископ, тоже мученик, Св.Паталион, возмущенный явной несправедливостью собора, обратился к Евсевию, с негодованием обвиняя его во враждебном отношении к Св.Афанасию и отступничестве во время последнего гонения. Но необходимо было арианам осудить Св.Афанасия, и он был осужден.
Одного осуждения Св.Афанасия было впрочем арианам недостаточно; следовало еще восстановить честь Ария; к этому и приступил собор, когда получено было повеление императора отправиться в Иерусалим на освящение только что достроенной базилики гробницы Господней. Всеете с тем, императорскому посланному Маркиану было поручено Константином принять епископов в Иерусалиме, наблюсти за приготовлениями к освящению, внести в церковь императорские дары и распределить нищим щедрую милостыню императора.
Около трехсот епископов, в том числе, по словам Евсевия, один даже из отдаленной Персии, наполняли при этом торжестве алтарь, предельное сооружение и часть среднего притвора. Освящение совершено было с небывалым блеском и продолжалось восемь дней. Иерусалимская церковь увековечила память этого события особым ежегодным праздником, на который стекались паломники из Палестины, Малой Азии и даже Египта. Для большей торжественности праздника, его перенесли на канун празднования Воздвижения Креста, установленного не в честь победы Ираклия, как полагают многие, но в память обретения Животворящего Креста Св. Еленой. Одновременно с освящением базилики были освящены дары Константина, в числе которых выдавалось вытканное из золота епископское облачение, послужившее как увидим ниже, к низложению Св.Кирилла.
После освящения базилики, собравшиеся в ней епископы снова принялись за дело Ария, и, ко всеобщему удивлению, провозгласили православие Ария, несправедливость его обвинения и возвратили ему все церковные права и преимущества. Православные епископы письменно протестовали против этих постановлений собора, Александрия закрыла перед Арием свои церкви, а папа Юлий изрек даже проклятие на собор. Иерусалимский народ был глубоко оскорблен тем, что его великолепная базилика была освящена собором ариан и скоро, как отголосок этого чувства, составилось предание, что Св.Афанасий, убегая с Тирского собора, тайно прибыл в Иерусалим и здесь, один, ночью освятил храм гробницы Господней.
Максим Иерусалимский не только присутствовал на Иерусалимском соборе, но и подписался под его постановлениями. Его согласие, как Иерусалимского епископа, занимавшего одно из первых мест на соборе, было желательно арианам. Евсевий опутал его своими вкрадчивыми словами, представил Ария невинностраждущим от несправедливой злобы, несчастным скитальцем, отвергнутым всеми и, несмотря на свое православие, считаемым еретиком. Евсевий умолял исправить эту тяжелую несправедливость, и Максим склонился на его просьбу.
Император распустил Иерусалимский собор, в виду возбужденного им всеобщего неудовольствия и созвал в Константинополе членов прежнего Тирского собора; туда же прибыл искать правосудия Св.Афанасий, приведенный в отчаяние возмутительным протии него поведением его судей и насилиями над ним графа Дионисия.
Вне рамок настоящего исследования распространяться подробно о судьбах собственно Палестины, о судьбе дела Ария в Константинополе, новых происках ариан, изгнании Св.Афанасия, прибытия Ария в Александрию, отказе православных допустить его в церкви, возвращении его в Константинополь и наконец внезапной смерти его при торжественном шествии в церковь. Мы упомянем лишь, что вскоре за этими событиями умер император Константин, завещая перед смертью возвратить из ссылки сосланных им епископов: Св.Афанасия, Маркелла Анкирского и Асклепия Газского. Все они вернулись в свои епархии, но ненадолго.
Констанций, наследовавший своему отцу Константину, также подпал под влияние ариан, главой которых в это время был не умерший уже в 383 г. Евсевий Кесарийский, а его наследник и ученик Акакий, ученый богослов, знаменитый оратор, ловкий царедворец, могущественный своим влиянием, страшный своими насилиями, еретик по честолюбию и православный по расчету. Новый Кесарийский митрополит завязал с православными епископами Иерусалима, еще более ожесточенную борьбу, чем его предшественник. Максим Иерусалимский, казалось, был не способен к борьбе с подобным противником, его мягкий слабый характер, подчинившейся влиянию Евсевия, казалось еще менее был в состоянии сопротивляться натискам Акакия, но для возвышенных душ, падение указывает всегда настоящий путь и Максим, не колеблясь, вступил на него, ожидая первого случая, чтобы открыто отделиться от ариан. Случай этот скоро представился. Возвращенные, по завещанию Константина, епископы были вновь лишены своих престолов, один Св.Афанасий оставался в Александрии. Ариане обвинили его перед папой Юлием, настоятельно требовали созвания собора, но видя что собор этот состоится в Риме, вдали от их непосредственного влияния, они испросили у Констанция отдельного собрания для восточных епископов в Антиохии на котором Св. Афанасий был вновь осужден и на его место был избран пресвитер по имени Григорий. Максим, получивший приглашение ариан прибыть в Антиохию, ответил, что был обманут арианами в Иерусалиме, он никогда более не явится среди них, и не присутствовал на Антиохийском собрании. Затем Максим представил еще и другие доказательства своего чистосердечного возвращения к православию. Он один из первых подписал окружное послание, которым отцы Сардикийского собора окончательно провозгласили невинность Св.Афанасия и низложение Акакия Кесарийского и главных вожаков арианства. Год спустя, когда Св. Афанасий, по настоянию Константа, был возвращен в свою епархию и после свидания в Антиохии с Констанцием, проезжая в Египет через Финикию и Палестину, посетил Иерусалим, Максим встретил его во главе Палестинских епископов и, образовав из них собор, который признал Св. Афанасия законным Александрийским патриархом, письменно поздравил Египетских епископов с его возвращением.
В то же время Асклепий, также оправданный Сардикийским собором, вернулся в Газу, приняв участие, во время всей своей ссылки, в борьбе с арианами и в том Константинопольском восстании, в котором префект Гермоген, желавший в церкви схватить епископа Св.Павла, был убит чернью. Асклепий мирно дожил свои дни в Газе, успев даже выстроить церковь в этом исключительно языческом городе.
Иерусалимский собор, признавший Св. Афанасия законным Александрийским патриархом, был последним деянием епископа Максима. Акакий Кесарийский, который несмотря на свое низложение, продолжал действовать, как законный митрополит, овладел в союзе с Скифопольским епископом Иерусалимом и изгнал оттуда Максима, который умер в изгнании несколько месяцев спустя.
Палестина под властью христианских императоров
(326-636 гг.)По Альфонсу Курэ
Издание редакции «Русского паломника»
С.Петербург. 1894 год
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2
Комментариев нет:
Отправить комментарий