Портрет Иерусалимского патриарха Диодора
КНИГА ПЕРВАЯ.
Глава первая.
Что гора Синай была епископиею и что на ней были и многие другие достопримечательные монастыри еще до Юстиниана Великого, это явствует из третьей части деяний святого вселенского собора Халкидонского. Ибо когда Феодосий, бежав с собора, уехал в Александрию и оттуда перешел в Иерусалим и объявил, что Халкидонский собор есть несторианский, а затем с помощью некоторых заблудших был разбойнически избран якобы патриархом Иерусалимским и совершил тысячи зол, а кроме того и убийства, — то святейший патриарх Иерусалимский Ювеналий и правитель Палестинский Дорофей донесли императору Маркиану о случившемся. Посему последний послал в Иерусалим схватить Феодосия; когда же он бежал на Синайскую гору, в Иерусалиме составился поместный собор, который подтвердил собор Халкидонский и восстановил законного патриарха Ювеналия, а Феодосия осудил. Этому-то собору царь написал против Феодосия послание, в котором упоминает и епископию горы Синая; сверх того, царь написал против Феодосия и тогдашнему епископу горы Синая Макарию и архимандритам синайских монастырей. Из сего явствует, что были и епископ Синая и многие монастыри на этой горе не только до Юстиниана, но и раньше названного вселенского собора, который был за 80 слишком лет раньше построения нынешнего монастыря на Синае. Ибо собор был в 451 году, а построение монастыря — через 530 лет по Р. Хр.
Глава вторая.
Что епископ Синайский был подчинен апостольскому престолу Иерусалимскому, — это также ясно из двух достоверных свидетельств: во-первых из седьмого деяния сказанного вселенского собора, т. е. Халкидонского, где Максим Антиохийский и Ювеналий Иерусалимский согласились, чтобы первый имел две Финикии и Аравии, а Иерусалимский — три Палестины; а что третья Палестина есть Каменистая Аравия, в которой лежит и гора Синай, — об этом свидетельствуют Прокопий Кесарийский (в сочинении о постройках Юстиниана) и многие другие достоверные историки. Во-вторых, из Чина апостольского престола Святого Града, в котором архиепископ горы Синая числится 24-м.
Чин
митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града: всего митрополитов четверо, а архиепископий двадцать пять.
Первый митрополит Кесарии Палестинской, которому подчинено двадцать епископий.
Второй — Скифополя или Васана. Сему подчинены семь епископов.
Третий — Петрский; ему подчинены 13 епископов.
Четвертый — Востр или Аравии; ему подчинены 35 епископов.
Об архиепископиях.
Из архиепископов первый — Диосполя Лидды, или Георгиополя.
Иоппийский — второй,
Третий — Аскалонский.
Четвертый — Диосполский.
Пятый — Гасский.
Шестой — Анфидонский или Маюмский.
Седьмой — Елевферопольский.
Восьмой — Неапольский.
Девятый — Севастийский.
Десятый — Святой Троицы или святой реки Иордана.
Одиннадцатый — Тивериадский.
Двенадцатый — Диоскесарии. Она лежит выше Геннисарета.
Тринадцатый — Максимианопольский.
Четырнадцатый — Назаретский.
Пятнадцатый — горы Фаворской.
Шестнадцатый — Капетолиадский.
Семнадцатый — Мирский.
Восемнадцатый — Гадирский.
Девятнадцатый — Кириакопольский.
Двадцатый — Дрийский.
Двадцать первый — Гадетский.
Двадцать второй — Элии или Аилы. Она находится на побережье Чермного моря и ныне называется Раифо.
Двадцать третий — Фаранский.
Двадцать четвертый — горы Синая. Сей есть игумен и епископ.
Двадцать пятый — Еленопольский.
Из архиепископов четверо суть протосинкеллы, которые именуются и пречестными, именно Лиддский, Иоппийский, Неапольский и святого Иордана.
Так свидетельствует «Чин» об епископе Синайском.
Глава третья.
А что не только епископ Синайский изначала был подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому, но и отцы Синаиты, это ясно и из «Духовного Сада» святейшего патриарха Иерусалимского Софрония. В нем он говорит, что на Синайской горе жил авва Георгий, большой постник и добродетельный человек. Он пожелал причаститься в храме Воскресения Христова и (о, чудо!) оказался присутствующим в собрании и причастился из рук патриарха Петра. После причастия Петр говорит своему сослужителю Мине: «Когда пришел сей авва Синаит?» И тот сказал ему: «Молитвами твоими теперь и я его увидел». — «Итак устрой, сказал святейший Петр, чтобы он остался потрапезовать с нами». Мина пригласил его, и Георгий отвечал: «Да будет воля Божия». И помолившись и поклонившись Святому Гробу, он тотчас оказался в своей келлии. Во время трапезы стали искать авву Георгия, но он нигде не показывался. Посему он был обвинен в ослушании, и после того святейший патриарх послал к епископу Фаранскому авву Фотина с письмом к отцам, чтобы прислали к нему Георгия. Отцы удивились, увидев написанное, и заявили по чистой совести, что старец авва не выходил с Синая и постоянно пребывал там, и для его защиты и оправдания были посланы три иеромонаха, авва Стефан Каппадокиец, авва Зосим и авва Дулкитий, к патриарху, которому и сам Георгий написал так: «Прости меня, досточтимейший отче, уже семьдесят лет, как я не выходил с горы Синая, и много лет не бывал в Палестине; и если бы хотел придти, то не оскорбил бы твоего вестника. Только да познает твое блаженство, что через шесть месяцев мы пойдем в сретение Господа и там свидимся». И действительно через шесть месяцев оба они умерли, и пророчество аввы Георгия Синаита исполнилось.
А что «Лимонарий» верен, известен и приемлем кафолической церкви, — сему свидетель святой Иоанн Дамаскин и святой вселенский седьмой собор, на котором о древности святых икон приводят во свидетельство авву, который подвизался на горе Елеонской и, будучи обманут диаволом, поклялся не поклоняться иконе Богородицы.
А что и изложенный «Чин» верен и происходит из древних времен, — свидетельствует этот самый «Лимонарий», говорящий, что епископ Фаранский подвластен (патриарху) Иерусалимскому; его «Чин» обозначает 23-м архиепископом Иерусалимским; а Фаран находится вблизи Синайской горы. Во-вторых, Лаврентий Первелигес в шестой книге своего «Феатра», в (статье) о патриархах помещает весь «Чин», как он приведен выше, с начала до конца, и подтверждает его. В-третьих, его принимает и подтверждает соборная грамота, данная Синаитам Иеремиею Константинопольским. В-четвертых, его вполне подтверждает древнее предание и соблюдение апостольского престола Святого Града, так как подчиненные ему митрополиты и архиепископы доныне имеют, согласно сему «Чину», свои положения и состояния.
Глава четвертая.
При Юстине Фракийском, в 518 г. спасения был низложен и предан анафеме ересиарх Севир и его последователи (патриархом) Константинопольским Иоанном Каппадокийцем и (патриархом) Иерусалимским Иоанном. Но так как он после сего снова при Юстиниане смущал Александрию, Сирию и Палестину, то (патриарх) Иерусалимский Петр, ревнитель православия, созвав собор в Иерусалиме, снова предал анафеме самого Севира и последователей его. Однако, так как Севир, имея своими единомышленниками (патриарха) Константинопольского Анфима и царицу Феодору, (супругу) Юстиниана, снова стал смущать Восток, то некоторые отцы из Сирии пришли плакаться царю. Случилось, что тогда прибыл в Византию святейший папа Римский Агапит. Итак, Петр подвигнул монашествующих всей своей епархии, и они послали многих архимандритов и других известных монахов, которые и пришли с монахами из Сирии к царю Юстиниану и к Агапиту бороться против Анфима и Севира. Найдя Агапита уже умершим, а Анфима низложенным и изверженным, они подали императору прошение против Севира. Император поручил святейшему (патриарху) Константинопольскому Мине устроить собор с приближенными покойного Агапита Римского, с представителями восточных патриархов и пребывавшими в Византии архиереями, и снова предали анафеме последователей Севира в 536 году. С отцами, посланными из трех Палестин, был и Феона, пресвитер горы Синая и представитель отцов Синайских и Раифских и святой церкви Фаранской. Затем все отцы возвратились в Иерусалим с решением того собора и с царскими грамотами, и святейший Петр Иерусалимский, снова созвав собор, решил подобным же образом. Итак ясно, что и тогда еще гора Синай, Раифо и Фаран были подчинены престолу Иерусалимскому.
В пользу сказанного свидетельствуют и протоколы сего собора при Мине, говорящие в первом деянии, что трибун Феодор, нотарий и референдарий царский, сказал Мине, председательствовавшему на соборе: «Боголюбезнейшие епископы второй Сирии и благоговейнейшие архимандриты святых монастырей сего царствующего града и некоторые из восточной области, и подчиненные (патриарху) Иерусалимскому благоговейнейшие монахи подали прошение добропобедному нашему владыке». Следовательно, и Феона был подчинен (патриарху) Иерусалимскому.
Затем, на созванном тогда Петром соборе в Иерусалиме Елисей, диакон и нотарий святейшего патриарха, говорил собору: «Пришли грамоты царя и патриарха Мины, которые принесли монахи нашей святейшей пустыни». В числе их был и Феона.
Далее, Мина Константинопольский говорит в письме к Петру: «Со всем этим согласились и благоговейнейшие монахи из вашей христолюбивой страны, пребывающие в царственном граде». Еще в первом деянии собора при Мине, при перечислении участников собора, говорится: «Еще же и подчиненных святым местам Христа истинного Бога нашего», и Феона считается вместе с остальными архимандритами трех Палестин. Хотя (деяние) и не говорит «Феона, посланный с горы Синая, Раифо и Фарана по поручению (патриарха) Иерусалимского», но и другие архимандриты трех Палестин не сказали, что они посланы представителями от (патриарха) Иерусалимского, так как представителем (патриарха) Иерусалимского был диакон Савин, а архимандриты были посланы по поручению Петра, как представители монастырей, подчиненных (патриарху) Иерусалимскому, подобно тому, как на 6-м вселенском соборе (деяние 1-е) одни были местоблюстителями святейшего папы Римского Агафона, а другие — местоблюстителями Римского собора.
Что Синайская гора находится в третьей Палестине, явствует и из того, что область Аила находится на побережье Чермного моря. на расстоянии 150 миль от Ироополя; она лежит западнее горы Синая, от которой отстоит на 60 миль. Оттуда был тогда представителем пресвитер Иоанн, а на тогдашнем соборе в Иерусалиме был Павел, 22-й архиепископ Аилы. Подпись пресвитера Иоанна гласит, что он был представителем монахов в Аиле третьей Палестины. Следовательно, и Синай входит в состав третьей Палестины, которая по определению четвертого святого вселенского собора подчинена Иерусалимскому престолу.
Глава пятая.
Через 530 лет после Р. Хр. Юстиниан, сверх прочего, построил и монастырь, который находится ныне на Синайской горе, и из уважения к монастырю установил, чтобы епископ горы Синая постоянно был и игуменом монастыря и не только управлял сим монастырем, но под его настоятельством находились бы все церкви, монастыри, все отцы и прочие христиане, которые были под его началом и до построения монастыря, и чтобы он невозбранно проявлял во всей своей епархии всякими способами свойства архиерейского сана. Однако, в монастыре, где ему определено было быть и игуменом, ему было воспрещено садится на сопрестолие, не потому, чтобы он не мог проявлять все свойства архиерейской власти невозбранно и в сем монастыре, но для того, чтобы он не мог приводить в действие все относящееся к управлению, нуждам и безопасности монастыря один, а по решению собора избранных и уважаемых братий монастыря. Вследствие сего и сопрестолие стоит закрытым до сего дня.
Глава шестая.
Около 1090 г. спасения пришел в Иерусалим на поклонение пустынник Петр, которого называет и Кукупетром Анна Алексеевна (Т. е. Анна Комнина) в своей хронике. Святейший патриарх Иерусалимский Симеон послал с ним письмо к папе Римскому Урбану второму, излагая бедствия, которые причинили в Палестине арабы. Вследствие сего Урбан, находившийся тогда во Франции, в 1095 г. созвал собор властителей Запада, и решена была так называемая Священная война. В 1097 г. войска латинян пришли в Константинополь и 15 июля 1099 г., в пятницу, взяли Иерусалим. Но вышло противное мнению патриарха Симеона., так как латиняне поступали с местными православными хуже Саракинов и даже поставили в Иерусалиме латинского патриарха. Они ввели новшества и в чин апостольских престолов Антиохии и Иерусалима; ибо они отняли от Антиохии Тирскую митрополию и подчинили ее Иерусалиму, назвав ее первою митрополиею; второю митрополиею они сделали Кесарию Палестинскую, дав ей еще в виде епископии архиепископию Севастийскую; третьею митрополиею сделали Назаретскую, дав ей в виде епископии архиепископию Тивериадскую; латино-патриарху Иерусалимскому дали епископии Вифлеем, Хеврон и Лидду и с той поры (так как после Симеона патриархи, избегая бедствий от латинян, блуждали то в Константинополь, то в другие места) сделали Синайскую гору епископиею и подчинили Петре, митрополии соседней Каменистой Аравии и третьей Палестины, дабы она была управляема местным митрополитом. О сем свидетельствует Вильгельм, архиепископ Тирский, который жил при Мануиле Комнине около 1180 г., а также вышеупомянутый Лаврентий Первелинге и Филипп Феррарий Александриец в своем географическом словаре: он также, подобно названным историкам, показывает гору Синай частью Каменистой Аравии. Это и служит причиною, почему Синай называется то епископиею, то архиепископиею, так как архиепископиею называется он по древнему обычаю и по «Чину», а епископиею — по положению, установленному во время владычества латинян в Иерусалиме.
Глава седьмая.
В 1453 г. Магомет взял Византию. Тотчас после взятия был избран патриархом Константинопольским Геннадий Схоларий. При нем епископ горы Синая подал просьбу об увольнении, но патриарх Иерусалимский не принял ее, а посоветовал и приказал ему снова принять епископию; тогда Синаиты, рассердившись, послали нескольких монахов к этому самому Геннадию Константинопольскому и спросили его, поступил ли правильно и канонически патриарх Иерусалимский, не приняв отставки их епископа. Тот в ответ сказал дословно следующее: «Во-первых, знайте все подвизающиеся в святой обители Синайской благоговейнейшие и преподобнейшие иеромонахи, что отречение всякого епископа от архиерейства не имеет никакой силы, разве если он пойдет в рукоположившую его церковь и к своему архиепископу или патриарху, выскажет причины, получит согласие на увольнение и другой будет поставлен на его место; многие уже отказывались, но не отпустил их патриарх их и церковь, и они снова были епископами и имели право действий. Итак, если боголюбезнейший епископ Синая, получив совет или приказ от святейшего патриарха Иерусалимского, имеет и ныне настоятельство обители и архиерейство, не соблазняйтесь о сем, но принимайте его с полным уважением; ибо не принимающий его будет подлежать суду наравне с раскольниками и соблазнителями». Из всего этого ясно, что епископия горы Синая во всех отношениях подчинена патриаршему престолу Иерусалимскому, и всякий, кто говорит или мыслит иначе, есть соблазнитель или раскольник. Говорит же Златоуст, что виновники раскола, даже если пострадают за Христа, не могут умилостивить Бога и получить прощение, ибо они преданы анафеме и совершенно чужды святой церкви Христовой.
http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/303-2010-10-26-07-58-11.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий