Кувуклий, — хранилище драгоценнаго для каждаго христианина трехдневнаго долга нашего Спасителя— сверху до низу уставляют к этому дню старинными и иногда в драгоценных окладах иконами, находящимися обычно, как плод горячей любви и благоговейнаго почитания сего святого места христолюбцами всего православнаго миpa, в скевофилакии - ризнице. Перед каждою иконою и по всем линиям и карнизам кувуклия возжигаются всевозможной величины и разнообразного убранства свечи, и многочисленныя серебряныя, золотыя и хрустальныя разноцветныя лампады. Иконы с такими же лампадами и свечами в этот день находят себе место сверху до низу и по всем линиям величественнаго иконостаса Воскресенскаго храма и даже на стенах его. Тысячи разноцветных стеклянных лампад, развешанных гирляндами по различными направлениям в храме и в куполе, освещают внутренность храма и его галлерей, до неимоверной тесноты переполненных православными богомольцами и зрителями-иноверцами.
Утреня и литургия на гробе Господнем совершаются по обычаю одним из очередных архиереев - синодалов в принятое время, т. е. в 12 ч. ночи и в 2 часа утра, Народ в громадном количестве переполняет Святогробский храм, оставаясь на всю эту ночь без сна и не желая уступить удобнаго места, занятаго в храме, чтобы хорошо видеть всю торжественную литанию следующаго дня, В 6 ч. утра появляется патриарх в Святогробском храме, в сопровождении клириков и архиереев-синодалов, и совершает свой вход так же торжественно, как и накануне вечером. Патриарха облачают на средине храма священнослужители, причем для предстоящаго торжества православия на него надевается в этот день роскошный саккос, по которому шиты шелками изображения святых осыпанныя жемчугом и драгоценными камнями, и старинная митра с драгоценными украшениями и большим бриллиантовым орлом на передней ея стороне. Литургия совершается, по принятому здесь чину, на греческом и отчасти на славянском языках, по евангелие и апостол прочитываются в этот день па трех или даже на четырех языках—греческом, арабском, славянском и турецком, причем благовествующий евангелие иеродиакон восходит на амвон, находящийся над царскими дверями иконостаса, против кувуклия. Во время великаго выхода многочисленные священнослужители вместе с св. Дарами выносят кресты, ковчеги с мощами и даже иконы.
По мере приближения к концу патриаршей литургии, начинает усиливаться оживление среди многочисленных богомольцев, число коих все увеличивается и увеличивается в храме. Нарочито для этого дня назначенный в Святогробский храм наряд турецких солдат, стоящих в два ряда по всему храму и галереям, едва в состоявши сдерживать напор народных масс—православных и инославных, водворять порядок и давать проход лицам дипломатическаго персонала и участникам в крестном ходе.
После заамвонной молитвы начинается крестный ход пением молебна, в котором принимают участие все apxиepeи-синодалы и все греко-арабское духовенство, находящееся в это время в Иерусалим. Крестный ход шествует в таком порядке: впереди идут патриаршие кавасы, в своих национальных богатых костюмах, с массивными булавами с серебряными набалдашниками в руках, для того, чтобы путь процессии был беспрепятственный, за ними богоносцы в стихарях, препоясанных по-иподиаконски, попарно с шитыми золотом и серебром хоругвями, причем с боку каждаго из хоругвеносцев имеется в стихаре послушник с большою возженною свечею, далее хор певцов-сирийцев, ниже жезлоносцы с apxиepeйскими патерицами, диакона с рипидами, священники попарно, одетые в белыя шелковыя ризы с малиновыми разводами, имея в руках по иконе (1) и свече, а иногда по букету цветов, архимандриты и игумены с ковчегами в руках, также по-парпо, apxиeреи-синодалы в малых омофорах на плечах и в клобуках, имея на руках, в серебряных окладах небольшия Евангелия, за ними хор певчих греков, далее два иподиакона с репидами, диакона по-парпо с кадильницами и, наконец, священник с большим запрестольнымъ крестом. Шecтвиe замыкает патриарх в митре на голове и с крестом в руке.
Процессия с пеним тропаря: „Пречистому Твоему образу" выходить из алтаря и направляется к кувуклию Гроба Господня, обходит его трижды и мимо камня миропомазания и Голгофы идет кругом храма Воскресения по южной галлерее, переходить потом в восточную и северную и останавливается против Гроба Господня. Процессия движется по галлереям весьма медленно, так как церковнослужители в это время окропляют народ розовою водою, а богомольцы, протискиваясь через ряды стоящих солдат, стараются всячески поцеловать какую-нибудь иконку, держимую в руках священнослужителями, или хотя бы прикоснуться своими устами к воскрилиям их священных риз. Все это делается благочинно и не спешно и с видимым покровительством со стороны местнаго клира но отношение к толпе богомольцев, объятой религиозным энтузиазмом. Певцы поют во время этой литании, длящейся около полутора часа, канон Спасителю. По приходе литании к кувуклию, патриарх прочитывает положенное на молебне евангелие, и литания оканчивается произнесением ектений о милости и здравии и преуспеянии и стоянии в вере православной всех xpистиан, и в частности поклонников Св. Гроба и обычным отпустом. Процессия вступает снова в храм Воскресения. Священники, архимандриты и apxиереи идут в алтарь и разоблачаются, а патриарх становится на ступеньках своего трона и раздает богомольцам антидор. Из храма патриарх возвращается в свои покои, в сопровождении всего освященного собора, которому он и предлагает обычное на Востоке угощение (2).
Литания святогробская, совершаемая в неделю православия и называемая здесь „napycиeй" или „παρρησία” повторяется и в неделю крестопоклонную с тою, впрочем, разницею, что и в богослужении этого дня и в литании воздается, как и подобает, особое чествование Голгофе и животворящему Кресту Господню. Об этой неделе и торжествах наш знаменитый пешеходец В.Альба-Плака-Барский замечает, что в этот день „соборное служение пресловутое, и парусия (сie есть соборное служение) избранная, еще большая паче первих: тогда бо бяше вящше кандилов и лампад возженных и всякой утвари церковной" (3).
(2) На православном Востоке в неделю православия после утрени перед литургиею совершается литания с изнесением святых икон но всех приходских и монастырских храмах, причем поется параклис (молебен) Спасителю. Торжество православия, по Типикону Великой Церкви константинопольской, выражается кроме того совершением над коливом краткой заупокойной литии, на которой патриарх поминает скончавшихся в вере и благочестии царей, патриархов, архиереев и всех православных христиан „от конец до конец вселенныя". Такую литию совершают не только в первую субботу поста после великой вечерни, но и в самую неделю православия после литургии, причем в литии этой принимает участие все высшее и низшее духовенство. Так называемый у нас „чин анафематствования" не совершается на православном Востоке нигде. Не читается ныне там и „Синодик", который имел место в практике древне-византийской церкви с 842 г., во время совершения в этот день литургии, после Трисвятого.
(3) В. Григорович-Барский. Странств. но св. местам Востока 1723—1747 г.г., часть 1, стр. 379—380, СПБ. 1885, изд. Импер. Ир. Пр. Пал.Общества под редакциею Н. Барсукова.
(4) Следует заметить, что в службе этого дня, постом вообще и па страстной седмице в частности, при богослужениях на православном Boстоке всюду употребляются облачения багрянаго цвета. Наших черных траурных облачений греки не употребляют.
(5) В зелени под крестом на православном Востоке можно видеть нередко полынь, где она, конечно, растет. Благочестивые греки кладут ее в рот, чтобы ощущением ея горечи живее напомнить себе горечь и трудность поста, воздержания и покаяния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий