Заказная записка
В
некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении,
принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном
отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к
изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении)
диакон гласно читает имена поминающихся на ектении. Сугубая (то есть
усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух
прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать
нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится
Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже...» Все находящиеся в
храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве
(притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и
воинстве... Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в
заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник
читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом,
громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается
поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них
возносится молитва на молебне. То же происходит и на заказной обедне об
упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен
усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена
повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются
на панихиде, которая происходит после окончания литургии. Обычай чтения
записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских
времен. Тогда использовали диптихи – две таблички, сделанные из бумаги
или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них
писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой –
усопших. «На ектении же больше поминаются новопреставленные или
значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени.
Но проскомидия – самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших
погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а
когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и
помянуть на ектении», – писал преподобный Макарий Оптинский.
Молитвенное поминовение
Православным
известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней
молитвой. Спаситель сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из
вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни
попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для
совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает
Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и
потому, что она возносится священником, специально поставленным для
того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу. Наиболее
распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных
и близких – молитвенное поминовение. В старину в благочестивых
православных семьях существовал помянник – особая книга, в которую
записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта
переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома – у
божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же
подавали для поминовения во время богослужения в храме. В наше время
книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили
церковные записки. Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и
требует к себе такого же уважения.
Сорокоуст
Сорокоуст
– это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока
дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из
просфоры. «Сорокоусты, – пишет св.Симеон Солунский, – совершаются в
воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после
воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба,
вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с
Господом». Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но
и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Как совершается поминовение по запискам?
Делать
это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия – это
начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для
Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса
Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме,
– так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор: «агничная» (служит
собственно для причащения), «Богородичная», «девятичинная» (в честь
святых), «о живых» (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и
«об усопших» (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).
Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос –
круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился
Спаситель. Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных
верующими. В это время и читаются поминания – записки,
книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик
(место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для
оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке,
священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи
(указывается написанное нами имя)». Эти вынутые по нашим запискам
частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из
богослужебных просфор. Это первое, не видимое молящимися поминовение
тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Итак, частицы,
вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами,
вынутыми из особых богослужебных просфор. Это – великое, святое место!
Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь
Христову. Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в
тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для
чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена
которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и
отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела
Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их
тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как
все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу
с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова:
«Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею
Кровию». Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с
Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в
записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили
оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о
здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.
Молебен в русском Свято-Троицком соборе в
Иерусалиме Ксения со Спасителем | Преподобный Сергий Радонежский | Николай Чудотворец | Святой целитель Пантелеимон |
Матрона Московская | Святая мученица Ирина | Святая мученица Фотиния | Святой Василий Блаженный |
Святая мученица Наталья | Святая мученица Татьяна | Ксения Петербургская | Георгий Победоносец |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий