МОЛИТВЫ, МОЛЕБЕНЫ ЗА ЗДРАВИЕ С ИЕРУСАЛИМА
http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm
ПРОСКОМИДИЯ
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы:
Перед началом литургии, утром в назначенное время
священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной
литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют
себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть
приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой
головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу...").
По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель
входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона
пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя
епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из
алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию
несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль,
остальные-в рясах.
Диакон: | Благослови, владыко. |
Священник: | Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. |
Диакон: | Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш". |
Священник: | Яко Твое есть Царство... |
Диакон: | Аминь. |
Далее оба читают: | Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко 'Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы-людие Твои, вси - дела руку Твоею, и имя Твое призываем. |
И ныне: Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед Ты бо еси спасение рода христнанскаго. | ||
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: | ||
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прошения прегрешении наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти па Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся. Спасе наш, пришедый спасти мир. |
Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее.
Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе
и также целуют ее, читая тропарь:
Милосердия сущи источник, милости сподоби пас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, Бесплотных Архистратиг. |
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы,
они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника
возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи
Божией к совершению Божественной литургии:
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и,
обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к
северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:
Простите и благословите, отцы и братие |
входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой, яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст - - гортань их, языки своими льщаху. Суди им. Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. П да возвеселятс вси уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них. и похвалятс о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. |
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью
храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному
совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." принято читать: "Предварившыя утро...", "Во гробе плотски...", "Слава"- "Яко Живоносец, яко рая краснейший...", "И ныне"-"Вышняго освященное...", "Пречистому Твоему образу..."; далее в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе..." следует читать Трисвятое по "Отче наш...", далее - обычный порядок. "Царю Небесный..." в это время не читается - до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой
пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано,
а "Царю Небесный" на полунощнице - уже не читается, входные молитвы начинаются с "Святый Боже".
Понятие о проскомидии
Проскомидией называется первая часть литургии, на
которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина
приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается
поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной.
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для
таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется
проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства,
должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим ).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять
хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть
кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естсств
в Господе Иисусе Христе- Божеского и человеческого, с изображением на
ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для
священного употребления: по сторонам креста она имеет надпись:
ИС. ХС. = Иисус Христос
НИ. КА. = Победитель (побеждает)
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия
Агнца па проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией
Матери пли святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других
просфор. Выпекаютс просфоры особо назначенными для этого
церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа,
употребившего па Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в
воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во
время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина
употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии.
Чинопоследование проскомидии
По облачении священник и
диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной
чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они
выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с
творящими нечестие:
Умыю
в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми
глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих
благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с
нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках
беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих:
избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах
благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для
совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и
жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос
(слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух,
просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное,
священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред
ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя,
и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении:
Искупил
ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився
и копием пробщдся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава
Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к
приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание
великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит:
Благослови, владыко.
Священник возглашает:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон:
Аминь.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе
чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й
часы, которые по содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В
псалмах тропарях и других молитвах часов преобразовательно, как и на
проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе "Благословен Бог наш"
берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой
руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над
печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя-с левой) со словами: Яко овча на заколение ведеся.
(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).
Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит:
И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами:
Во смирении Его суд Его взятся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповесть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся,
держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит:
Возми, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от
надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:
Яко вземлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз. | |
Диакон: | Пожри, владыко |
(от слав. слова "пожрети"-принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря:
Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение. |
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон:
Прободй, владыко. |
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. | |
Диакон: | Благослови, владыко, святое соединение. |
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит:
Вынув из просфоры частицу, священник
МОЛИТВЫ, МОЛЕБЕНЫ ЗА ЗДРАВИЕ С ИЕРУСАЛИМА |
Комментариев нет:
Отправить комментарий